Главная

Что такое «мозговой штурм»?

Идея как такового использования творческого потенциала коллектива появилась с незапамятных времён, по сути любое собрание, если оно правильно организовано и в собрание участвует от 5 человек начинает запускать те механизмы, которые и называются «Мозговой Штурм».

Один из очень интересных примеров – это то, как на в военном флоте Англии про-ходило совещание в случае, если возникали какие то трудности и нужны были идеи. В этом случае команда (вся команда) собиралась вместе и каждый (начиная от юнги и заканчивая капитаном) мог высказаться и предложить идею. Все высказанные идеи выслушивались и записывались, начинали обычно с самых младших по чину и возрасту, а заканчивали самыми старшими и опытными. В ходе такого совещания было только два правила – высказывается каждый по старшинству и ни чьи идеи не осуждаются, выслушивают всех без критики. Когда каждый высказался, а идей действительно могло быть высказано очень много, капитан делал выводы, подводил итоги и принимал решение.

Если и Вы хотите научиться мыслить творчески, Вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием, без критики. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Подобное свободное ассоциирование ранее использовалось в психотерапии, сейчас оно может применяется также для группового решения задач, и это получило название «мозгового штурма».

Мозговой штурм используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель – получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957):

  • Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является своего рода примером социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т.д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
  • Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.
  • По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.
  • Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы будут в течение нескольких идей оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».
  • Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.