Назад к списку

Творческое мышление и его этапы 

Одной из областей человеческого ума в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.


Полезно для понимания какого-либо процесса бывает представить себе человека, связанного с данным процессом. В данном случае мы можем представить творческого человека. Как? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку - “липучку”. Однажды на охоте к его одежде и шерсти собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать их от одежды, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась “липучка”.

Известно, что далеко не каждый человек в своей обыденной жизни способен мыслить креативно. Часто сама жизнь со своими правилами предполагает действовать по определенному шаблону. Возьмем пример из медицины. В прошлом веке для постановки диагноза и лечения больного приходилось зачастую что-то изобретать, порой и велосипед, потому что необходимые методы обследования или лечения были недоступны. Сейчас практически на каждое заболевание существует стандарт постановки диагноза и плана лечения. Но в то же время сейчас можно увидеть множество профессий, требующих творческого подхода. Особенно часто это используется в рекламе.

Существуют люди, которые по природе своей способны творчески и нестандартно мыслить, но некоторым нужно для этого специально обучаться или просто развивать имеющиеся, но скрытые способности. Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Мы расскажем Вам об этапах творческого мышления. Процесс творческого мышления имеет пять этапов:

  1. Подготовка. Сбор всех известных фактических данных; использование конвергентного (аналитического) мышления, насколько это возможно; определение проблемы с различных сторон, т.е. разные ее формулировки.
  2. Мыслительные усилия. Использование мышления, которое ведет либо к возможному решению задачи.
  3. Инкубация. Проблема оставляется в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут появиться за это время.
  4. Озарение. Вспышка озарения, дающая ответ и возможность решения рассматриваемой проблемы.
  5. Оценка. Анализ всех идей, полученных на трех предыдущих стадиях, с целью нахождения возможных решений.

Две из этих стадий - подготовка и оценка - требуют аналитического мышления. В трех других стадиях, занимающих центральное положение, - мыслительные усилия, инкубация и озарение - необходима свобода творчества и раскованность, отсутствие скоропалительных суждений. Поощряется высказывание всяческих безумных идей, так как цель - количество, а не качество. При обилии идей новые становятся развитием высказанных ранее. Ключ к успешному творческому мышлению - разумное и целенаправленное разделение процессов производства идеи и их оценки.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют мыслить образно, разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление.

Исследования, проведенные Россманом (1931) среди изобретателей, а Платтом и Бекером (1931) — среди химиков, показали, что названные стадии знакомы многим из тех, кто разрешал оригинальные проблемы. Сначала они вооружаются всей доступной информацией и напрягают усилия, чтобы достигнуть быстрого решения; иногда в этом первом пылу они имеют успех. Но часто им приходится временно отступать, и могут пройти дни и недели, прежде чем придет вдруг спасительное решение, в то время как внимание отдалено от проблемы, а иногда также во время разговора о проблеме, дискуссии за столом или попыток объяснить проблему кому-нибудь другому.

Почти самым ранним научным открытием, о котором мы имеем психологический отчет, было открытие Архимеда, сделанное во время купания в ванне, — своеобразное переживание — “эврика”. Другие описывали озарение во время езды в поезде или в автомобиле, во время прогулок на улицах города, во время одевания, бритья, работы в саду и т.д. Большая часть изобретателей склоняется к гипотезе о бессознательной работе как о факторе, объясняющем озарение. Один химик, рассматривавший психологию этого вопроса, сообщая некоторые интересные события и факты происшедшие с ним: «Здесь, по-видимому, имеют место два фактора: это, во-первых, основательное изучение проблемы и данных с тем, чтобы ваш мозг был полон знаниями о предмете; во-вторых, период перерыва или отдыха. Причем очевидное решение или правильный метод подхода к проблеме приходит вам в голову тогда, когда вы формально не работаете над проблемой и не имеете перед собой бумаг. Я вспоминаю одно утро, когда я принял ванну, побрился, принял другую ванну и, протянув руку за сухим полотенцем, только тогда вдруг сообразил, что это была вторая ванна и что мой ум уже целых полчаса был основательно сконцентрирован на задаче».

Это интересный пример является ещё одним доводом в пользу того, что наш мозг может работать над задачей не привлекая активно внимания сознания и при этом максимально использовать все ресурсы для решения поставленной задачи. Если он работает вплоть до прихода решения, мы часто склонны легко забывать, что он работал все время.

Источники:

  1. Потапов В.В. «Креативное мышление», 2005г.
  2. «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления» (под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Петухова В.В.). МГУ, 1984.
  3. Вудвортс Р.“Экспериментальная психология”. М., 1950 4. Маклаков А.Г. «Общая психология», 2003г.