Назад к списку

Буквы знает − пора читать?

Распространённое мнение о том, что чтение — это простое складывание букв в слова, на самом деле является опасным заблуждением. Родители, которые начинают учить читать своего ребёнка, едва он освоил алфавит, совершают серьёзную ошибку, ведь спешка может привести к серьёзным проблемам в будущем.



Дело в том, что при чтении наш мозг выполняет несколько операций: узнает изображение буквы, соотносит его со звуком, учитывает буквы, стоящие рядом, чтобы образовать слова. У более опытного читателя мозг привыкает видеть слова целиком, улавливая привычные буквосочетания и по ним догадываясь о смысле слова.


Поэтому, следующим после изучения букв, и не менее важным этапом становится изучение слогов и правил чтения. Родителям зачастую не приходит в голову, что звук «М» может не иметь никакого отношения в детском сознании к букве «ЭМ.» Произнесение названий букв вместо звуков превращает слово в непонятную мешанину символов. «ЭМАЭМА ДЭАЭЛЬА ЭСОКА» упорно читает такой ребёнок фразу из букваря, хотя там написано «мама дала сок». Естественно, малыш понимает смысла. Но он не виноват, он всего лишь воспроизводит то, чему его обучили, то есть названия букв.


Однако и у детей, читающих именно звуки, порой возникают серьёзные проблемы, когда они сталкиваются со словами из пяти и более букв. Обычно, родители объясняют это тем, что малыш «испугался» длинного слова, или «просто ещё не привык,» поэтому не обращают внимания на подобные запинки… Пока в третьем-четвёртом классе они не становятся слишком очевидными и сильно мешающими освоению школьной программы. Тогда родители начинают думать, что их сын или дочь внезапно «разучились читать».


На самом же деле малыш-дошколёнок, едва ли успеет испугаться, столкнувшись с длинным (из пяти и более букв) словом. Скорее проблема в том, что простые слова он уже узнает, как и опытный читатель, по привычному сочетанию букв. (Ведь содержание первых букварей на самом деле довольно однообразно: «ма-ма, па-па, ка-ша..») Столкнувшись же с новым словом он должен вновь «сделать шаг назад», разобрав его по слогам. А именно этот навык у него не проработан! И ребёнок либо угадывает, пользуясь многочисленными иллюстрациями детских книг и общим смыслом словосочетания, либо просто пропускает слово.


Как же отработать слоги? На помощь родителям придут всевозможные кубики, магнитные доски и прочие игры, где буквы можно складывать и переставлять по своему усмотрению. Собирайте вместе с ребёнком сначала междометия и звукоподражания («мяу», «ой») после, простые слова. («Дядя», «яма.») При этом воздержитесь от подсказок, насколько это возможно и следите за разнообразием, стараясь развивать словарь ребёнка. (Мальчик будет в восторге сложив слова «рота» или «залп» для игрушечных солдатиков. Девочку порадуют «бант» и «лак.» Но, конечно, в первую очередь стоит учитывать индивидуальные интересы ребёнка.) Когда малыш станет складывать их не задумываясь, можно обратить внимание на более сложные для прочтения конструкции. Например, те, где все буквы разные: «белка», «шарик» или те, где встречаются редко используемые буквосочетания: «чайник», «подъезд.» Конечно, дошкольнику ещё рано правильно использовать мягкий и твёрдый знаки и писать безударные гласные. Не требуйте от него этого. Просто мягко исправляйте, заметив очередную ошибку. («Это пишется вот так». Такая фраза, сказанная мягко, с улыбкой, не испортит настроения, а многократные повторения разовьют грамматическую память будущего ученика.)


Для школьников, уже имеющих проблемы со слоговым чтением также полезны будут старые игры с буквами, из тех, которыми развлекались их родители, когда не было интернета. Вспомните или найдите такие классические игры как «балда», «газонокосилка», «контакт», «муха-слон». Устраивайте дома чемпионаты по «эрудиту» или заинтересуйте ребёнка разгадыванием кроссвордов. Любой опыт сложения слов из букв и слогов будет полезен такому ученику.


Однако, чем старше ребёнок, тем больше времени ему потребуется, чтобы наверстать упущенное. Это именно тот случай, когда проблему проще предупредить, чем исправить. Потому, если вы счастливый родитель дошкольника − не торопите события! Позвольте ему потратить достаточно времени на освоение простейших буквосочетаний и отдельных слов, прежде чем перейти к книгам. Ни в коем случае не превращайте изучение слогов в обязанность! Скорее введите его как элемент игры в повседневную жизнь малыша: пусть складывает надписи к своим постройкам из кубиков, пусть учится быстро читать вывески, мимо которых вы проезжаете в автобусе, пусть играет с буквами и словами, переставляя их, рисуя, придумывая свои имена персонажам и местам. Помните, что так вы поддерживаете естественный для ребёнка интерес к познанию мира, и интерес к чтению − лучшему из путей познания.