Назад к списку

Образная память 

Много тысячелетий и миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Память – это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа, ведь хорошая память – это и умение забывать ненужное.


Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто, можно сказать даже примитивно и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая – человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у предков человека развилась образная память, можно сказать это по сути основная и единственная память у всего живого.

Почему образная память основная, да потому, что фактически всё, что мы помним, знаем поступает к нам всё через те же сигнальные системы – зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, и вся информация, так или иначе, проходит через механизмы образной памяти. Но зачастую взрослый человек просто не пользуется теми эффективными механизмами, которыми удобно оперировать мозгу – пользуясь абстрактными образами и понятиями, мы просто не позволяем в ряде случаев реализовать свои же возможности. В повседневной жизни взрослый человек фактически не пользуется тем бесценным даром образной памяти, который был ему дарован природой. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, – скажут скептики, – хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти – абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти – мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь". Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин, твоей мысли доступно все, такая резкость и ясность воображения. И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Да зачастую – многие даже и все многообразием словарного запаса не используют, к примеру, каков словарный запас среднестатистического человека? По некоторым источникам словарный запас “бытового уровня”около 5000 слов, например у Пушкина, Шекспира словарный запас был более 33000 слов, причём эти люди жили в далёком прошлом. Вот и получается, что и образной памятью и образным восприятием средне статистический человек не пользуется и словарный запас маловат, что значит 5000 слов по сравнению с бесконечным богатством образов, цветов, звуков, оттенков и ощущений – капля в море, не более. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом – подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны.

Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшилась память – надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться – нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией – большей частью ненужной – и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление – это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Именно умение фокусировать своё внимание на восприятие ключевых образов, звуков – является основой хорошей памяти, является одним из ключевых элементов тренировки и развития памяти, и не только памяти. Почему мы вдруг перешли на внимание, да потому что память и внимание очень взаимосвязаны. Умение поэтому в следующих статьях мы познакомим наших наиболее заинтересованных читателей с наиболее простыми и в тоже время эффективными упражнениями тренировки внимания, которые затем позволят существенно улучшить память.

При написании статьи были использованы данные следующих источников:

  1. Бьюзен Т. Суперпамять. – Минск.: ООО «Попурри », 2003. – 208с.
  2. Польской А.Е. Как улучшить свою память. – Минск.: Харвест, 2003. – 334с.